Для кого и для чего нужны индивидуальные занятия по плаванию

 

В последнее время всё большее количество посетителей бассейнов прибегают к помощи профессиональных тренеров для проведения с ними индивидуальных занятий, несмотря на то, что они стоят в два раза дороже. В большинстве случаев это абсолютно оправдано, особенно, когда это касается взрослых. С детьми несколько иначе.

Итак, поговорим о взрослых. Если проанализировать их ответы на вопрос, с какой целью Вы желаете, чтобы с Вами индивидуально занимался тренер, то можно услышать следующее:

- я боюсь воды, но хочу научиться плавать;

- я умею держаться на воде, но хочу, чтобы меня научили плавать правильно;

- я умею плавать, но хочу овладеть спортивными способами и способностью плавать долго без остановок (либо быстро и технично).

               Ответы расставлены в том порядке, как часто они встречаются. В двух первых случаях такие ответы оправданы, а в третьем случае можно примкнуть к группе пловцов  примерно с одинаковым уровнем подготовленности, если такая группа имеется.

В чём преимущество индивидуальных занятий по сравнению с групповыми?  Здесь не может быть двух мнений. Всё внимание тренера сосредоточено на занимающемся,  и заинтересованность тренера в результате очевидна, т.к.  это прямое свидетельство  его профессионализма. Моя практика показывает, что иногда достаточно провести одно-два индивидуальных занятия, чтобы впоследствии посетитель мог самостоятельно анализировать свои ошибки и применять упражнения, которые показал ему тренер, но это в том случае, когда отсутствует водобоязнь. Если же человек раннее пережил испуг, связанный с водной средой, то процесс обучения, как правило, занимает больше времени и здесь основополагающим фактором является систематичность посещений бассейна не реже двух раз в неделю. Правда, бывают и приятные исключения. Так, однажды ко мне пришли две подруги в возрасте за 50 со страстным желанием научиться плавать и с не меньшей степенью страха перед водой, т.к. одна из них (с её слов), тонула 4 раза, а другая два. В тот день нашей общей задачей было добиться полного  доверия мне  и выполнять всё, что я скажу. Для этого мы сначала минут 15 побеседовали, а потом приступили к практической части занятия. Не буду раскрывать своих секретов, но к концу занятия обе женщины самостоятельно, без поддерживающих средств,  проплыли без остановок 1 бассейн (50 метров). При этом они осознавали, что под ними глубина и ногами до дна они не достанут. Надо было видеть их лица после этой победы! Сейчас я им как тренер совершенно не нужен и они самостоятельно могут плавать не только в бассейне, но и в любом естественном водоёме. Понятно, что с тех пор мы стали друзьями.

Теперь поговорим о детях. Многие дети в первый раз не имеют никакого желания заходить в воду, и часто это сопровождается плачем, криком и ожесточённым сопротивлением. Это всё естественно для тех, кто имеет страх перед водой, но это не является причиной отказа от занятий плаванием. Здесь только согласованные действия тренера и родителей помогут добиться желаемого результата. Все наши тренеры прошли через подобные ситуации и довольно хорошо с ними справляются. У нас имеются все необходимые поддерживающие средства, игрушки и инвентарь, чтобы без всякого насилия вовлечь ребёнка в игру в воде и постепенно пригасить страх перед ней, а потом и совсем его ликвидировать.

Практически со всеми детьми, имеющими проблемы, связанные с водобоязнью, мы проводим только индивидуальные занятия по цене групповых, но уже после двух-трёх таких занятий ребёнка можно переводить в группу, либо продолжать с ним заниматься индивидуально по удвоенной цене. Всё это определяется индивидуальностью ребёнка. Некоторым детям мы подбираем пару и проводим занятие с двумя, максимум с тремя детьми, что считается индивидуальным занятием. Это объясняется тем, что некоторые дети гораздо лучше обучаются в процессе игры и конкуренции, а некоторые показывают великолепные результаты, когда играют и общаются только с тренером. Если бы родители наших воспитанников поделились на форуме своими воспоминаниями о первых занятиях своих детей, то это было бы подтверждением моих слов.

Довольно часто встречаются ситуации, когда ребёнок посещает групповые занятия, а его результаты в обучении изменяются очень медленно. В таких случаях мы также рекомендуем 2-3 индивидуальных занятия, чтобы столкнуть с мёртвой точки динамику процесса обучения, т.к. всему есть свои причины и выявить и устранить их на индивидуальном занятии гораздо легче. Как правило, этого достаточно, чтобы ребёнок впоследствии догнал по уровню подготовленности всех остальных.

Ещё встречается вариант необходимости индивидуальных занятий, когда родители хотят определить своего ребёнка в спортивную группу, а он по своей подготовленности не вписывается в неё. В нашей практике было множество различных ситуаций, когда родители настаивали на проведении индивидуальных занятий с их детьми и, практически, это всегда было оправдано. Особое место в этом перечне занимает оздоровительное и лечебное  плавание, когда к нам обращаются с просьбами помочь в посттравматической коррекции позвоночника, в исправлении осанки, в гидрореабилитации больных ДЦП, инвалидов-колясочников, аутистов и других категорий людей с ограниченными возможностями. Во всех этих случаях мы проводим индивидуальные занятия и, по возможности, стараемся это делать по цене групповых.     

Ю.В.Близнюк                   08.03.2016 г.