Человек в процессе своего развития проходит несколько этапов, которые оставляют неизгладимый след в его жизни и от того, как пройдут эти этапы, зависит и здоровье, и различные функциональные качества, морфологические особенности организма и внешность. После рождения ребёнок в определённое время начинает самостоятельно держать головку в вертикальном положении, в определённое время самостоятельно садится, в определённое время начинает ползать, потом самостоятельно ходить, разговаривать, писать и т.д. Эти временные отрезки называются сенситивными периодами в развитии организма человека, т.е. наиболее благоприятными для развития определённых функций организма. Отклонения от этого «графика» сразу же вызывают тревогу у врачей и родителей, т.к. это свидетельствует о нарушении закономерностей развития ребёнка и вызывает необходимость детального медицинского обследования. Даже в утробе матери ребёнок проходит соответствующие этапы развития, во время которых умные матери не употребляют табак и алкоголь, зная, что это может привести к непоправимым последствиям для здоровья ребёнка. Учёными давно замечено, что дети, выросшие в условиях, когда они были ограничены в естественных проявлениях своих врождённых двигательных способностей, в развитии речевого аппарата, в проявлениях креативности, навсегда отставали в физическом и умственном развитии от своих сверстников. Другими словами, если в сенситивный период не развить у ребёнка соответствующее качество, то он никогда уже не достигнет того максимума, на который был способен от рождения. Если брать физическое воспитание детей, то известно, что сенситивным периодом развития гибкости является возраст 5-7 лет, а силы – 15-16 лет. Такие же периоды есть и для других двигательных качеств и для развития определённых способностей. Даже для формирования техники компонентов соревновательной деятельности в спортивном плавании тоже существуют свои сенситивные периоды. 

39

Вспоминается случай, когда в СССР были традиционными матчевые встречи по плаванию между сборными СССР и ГДР. Одна из таких встреч проводилась в Харькове в бассейне «Локомотив». Во время этих соревнований работала комплексная научная группа (КНГ) сборной команды по плаванию Советского Союза, которая анализировала технико-тактические действия спортсменов обеих стран при проплывании соревновательных дистанций. Тогда наша женская сборная полностью провалила эти соревнования, а анализ соревновательной деятельности показал, что в дистанционном плавании наши спортсменки не уступали немкам, а в выполнении стартов и поворотов постоянно проигрывали как минимум по полкорпуса после старта и каждого поворота. Тогда сборную возглавлял главный тренер С.М.Вайцеховский, а его помощником был И.М.Кошкин. Это было золотое время отечественного плавания. Эти тренеры сделали всё возможное и невозможное для того, чтобы ликвидировать отставание в этих компонентах соревновательной деятельности наших пловцов от зарубежных. Были изготовлены специальные тренажёры для выполнения старта и поворотов, была разработана программа психологических установок для эффективного выполнения старта и поворотов. Большое количество часов отводилось отработке стартов и поворотов практически на каждой тренировке, но, как оказалось, все эти усилия были напрасными. Никто из наших спортсменов так и не смог улучшить эффективность этих компонентов в ходе соревнований. Это явилось ещё одним доказательством того, что нельзя игнорировать закономерности развития организма человека и его способностей. Если бы в возрасте 10-12 лет заложили техническую базу выполнения стартов и поворотов, что, очевидно сделали немецкие тренеры, то наши спортсменки смогли бы составить достойную конкуренцию соперницам.

Говоря, что плавание является базовым видом спорта для нормального развития человека и всех без исключения видов спорта, мы, тем не менее, утверждаем, что без ОФП оно значительно теряет свою эффективность. Особенно это актуально для тех, кто собирается достичь успеха в спортивном плавании. Учебники по плаванию, предназначенные для подготовки тренеров, учат, что 1-й взрослый разряд должен достигаться за счёт применения в равной мере средств ОФП и плавательной подготовки. Это объясняется тем, что плавательная подготовка является более эффективной в достижении сиюминутных результатов в плавании, но её применение без ОФП может поставить крест на всей спортивной карьере пловца. Статистика показывает, что спортсмены, злоупотребляющие плавательной подготовкой в ущерб ОФП в подростковом возрасте, став взрослыми, останавливаются в росте результатов. Если бы наши тренеры соблюдали это правило, то, вероятнее всего, наши спортсмены выглядели бы совершенно в другом свете на международных соревнованиях.deti1

Кроме того, что ОФП закладывает функциональную основу для будущих высоких результатов в плавании, она ещё и обогащает двигательный опыт детей, что в спортивном плавании является стержнем такого физического качества как ловкость. Это качество применительно к спортивному плаванию можно сформулировать, как способность быстро овладевать новыми двигательными навыками и быстро вносить коррективы в уже сформированные. Учёные утверждают, что уровень развития этого качества прямопропорционален величине двигательного опыта спортсмена. Другими словами, чем большим арсеналом физических упражнений из своего и других видов спорта обладает спортсмен, тем выше его координационные способности, тем быстрее он обучается новым двигательным действиям и более успешен в переучивании на другую технику плавания.

Есть ещё один большой плюс ОФП для спортсменов, который заключается в том, что она вносит разнообразие в тренировочный процесс. Как показали исследования биографий пловцов, многие из них рано закончили активные занятия спортом по причине того, что им надоело изо дня в день накручивать километры, монотонно работая по две тренировки в день. С годами накапливается эмоциональная усталость, которую не каждый может перетерпеть. Если в подростковом возрасте тренеры не разбавляли тренировочный процесс средствами ОФП, то момент потери мотивации к тренировкам у спортсменов может наступить до того момента, когда они станут готовыми показывать результаты международного уровня.

Изменить порочную практику, сложившуюся годами в вопросах планирования и реализации учебно-тренировочного процесса в спортивном плавании на Украине, сразу не удастся. Скорее всего, придёт новое поколение тренеров-новаторов, которые смогут преодолеть желание получать мгновенные дивиденды от злоупотребления плавательной подготовкой в угоду своим мелким амбициям и способным терпеливо делать своё дело, ожидая достойного воздаяния в сроки, определённые спортивной наукой.

К большому сожалению, гонкой за скороспелыми результатами заражены и многие родители, чьи дети приобщились к данному виду спорта. Время всё расставит на свои места, только тогда уже поздно будет сокрушаться о нереализованном потенциале действительно талантливых спортсменов. В настоящее время несколько реально одарённых детей, начавших когда-то заниматься у нас, сейчас занимают призовые места на городских соревнованиях, выступая за другие спортивные школы, где есть возможность плавать каждый день. Их родители так решили и это их выбор.

podgotovka-k-sportu1 Наша школа плавания задумана как альтернативная для всей системы обучения и спортивной тренировки, сложившейся на Украине. У нас есть знание, опыт и кадры, способные готовить олимпийский резерв для нашей страны в спортивном плавании, но нас сильно ограничивают условия, т.к. мы не имеем возможности тренировать детей в воде столько, сколько это необходимо для полноценной тренировочной работы. Выручают нас занятия по ОФП, которые проводятся 3 раза в неделю по 45 мин. Этого тоже недостаточно для динамичного роста спортивных показателей наших детей. Поэтому мы ищем новые возможности для проведения тренировок в вечернее время в других бассейнах, предлагаем сотрудничество детско-юношеским спортивным школам города с целью предоставления нам необходимого количества тренировочных часов в их бассейнах в обмен на выступление наших детей на соревнованиях под вывеской этих школ. Для нас главное, чтобы наши дети выросли в чемпионов, а наше признание не заставит себя ждать, когда это случится. Мы мечтаем о своём бассейне, где никто нас не будет ограничивать в чём-либо и надеемся в ближайшее время обратить на себя внимание отечественных или зарубежных инвесторов, поверивших в нас и в то, что вложенные деньги очень быстро начнут приносить высокую прибыль.

Харьковская государственная академия физической культуры, преподавателем которой я имею честь быть, владеет государственной лицензией на проведение курсов повышения квалификации тренеров по видам спорта, чем я надеюсь воспользоваться, когда все наши тренеры по плаванию придут подтверждать свою категорию. Надеюсь также, что кафедре водных видов спорта нашей академии дадут полномочия присваивать и лишать категории тренеров по плаванию по итогам их аттестации. Это может значительно изменить положение дел в харьковском плавании, т.к. это касается зарплаты тренеров, а это самый мощный рычаг в решении многих вопросов.

На этой оптимистичной ноте я заканчиваю статью и надеюсь на отзывы всех, кто не равнодушен к данной теме. Вопросы и отзывы можно присылать на сайт в рубрику «Отзывы» и «Вопросы и ответы», а также на электронную почту:jurane@ukr.net.

Ю. Близнюк. 05.03.2014.