Есть под небом такая проблема, как неправильное отношение родителей к успехам в спорте их детей. При этом, следует отметить, это касается всех родителей, в какой бы стране они ни жили. Это, так сказать, планетарная проблема. Большинство родителей, дети которых занимаются спортом, мечтают, чтобы их чада в будущем добились выдающихся результатов, чтобы их имена знал весь мир, чтобы это занятие обеспечило их безбедное существование и т.д. В этом нет ничего предосудительного, а даже наоборот это здорово, иначе без такой мотивации добиться чего-либо трудно, а вернее – невозможно. Вопрос заключается в следующем: все ли, у кого мотивация зашкаливает, добьются того, о чём мечтают?

Так вот, проблема заключается в том, что не все понимают, что одной мотивации, трудолюбия, послушания и других полезных качеств, в большинстве случаев, оказывается недостаточно для достижения мирового уровня в любом виде спорта.

Формулу успеха упрощённо можно свести к четырём составляющим, которые необходимы в равной степени, и выпадение одного из них ставит крест на всей спортивной карьере человека.

 1

Вот эти пункты:

  1. Природная одарённость именно в этом виде спорта. Это никак не изменишь. Что Бог вложил уже в человека через его родителей, дедушек и бабушек, исправить невозможно. Большинство опытных тренеров после первого взгляда на детей и на их родителей могут с большой долей вероятности сказать, который из их числа точно не подходит для этого вида спорта. Так, например, в плавании внимание тренера-селекционера в первую очередь привлекают дети высокорослые, с длинными конечностями, с гладкими, длинными и эластичными мышцами. В то же время коренастые, крепко сбитые, с развитой мускулатурой, склонные к полноте, с короткими конечностями могут представлять интерес для тренеров по гимнастике, акробатике, тяжёлой атлетике, единоборствам, но никак не для тренеров по плаванию. Другое дело, что мы не отвергаем никого, кто не претендует на высокие спортивные достижения, т.к. одной из наших первостепенных задач является необходимость научить плавать всех, кто к нам обращается.

  2. Профессионализм тренера. Если бы было возможно каким-то образом узнать, сколько поистине талантливейших детей было безвозвратно потеряно для спорта по вине тренеров - недоучек, самоуверенных лентяев, то родители тысячу раз бы подумали, кому они вверяют своего ребёнка. То, что ребёнок не стал звездой в спорте – это меньшее зло, т.к. случается, что «сотрудничество» с таким тренером может привести к потере здоровья ребёнка.

  3. Условия жизни, тренировок. Сюда входит питание, благосостояние родителей. Раньше это не играло такой существенной роли, хотя было замечено, что проживание вдали от бассейна часто приводило к тому, что становилось некому возить ребёнка на тренировки, и он прекращал заниматься плаванием. Сейчас, когда за всё надо платить, не все родители могут позволить выделять из семейного бюджета деньги на оплату занятий спортом своего ребёнка, а если и могут, то на качественное питание средств уже не хватает. Для большого спорта питание имеет огромное значение, т.к. это те «кирпичики» из чего состоит наше тело. Не зря говорит поговорка: мы являемся тем, что едим. А ещё важно и то, как часто мы это делаем, какую воду мы пьём и сколько. Это целая наука.

  4. Мотивация ребёнка, родителей и тренера. Может кто-то думает, что все тренеры мотивированы, так вот внесу ясность: подавляющее большинство тренеров работают за зарплату и их интересуют только деньги и сегодня, а не в дальней перспективе. Практически все тренеры знают, какую цену надо заплатить за результат своего воспитанника и не все готовы платить. Цена эта складывается из многих составляющих, которые в сумме означают отказаться от личной жизни. Прочитайте о великих тренерах современности в любом виде спорта, и Вы согласитесь, что это так. О мотивации родителей мы говорили, а вот смотивировать ребёнка – это дело очень сложное и здесь сотрудничество тренера, родителей, учителей и самого ребёнка необходимо. Часто школа является препятствием для спортивного роста и поэтому этот вопрос является актуальным. Кроме того, сам ребёнок со временем начинает задавать себе вопросы, ради чего он это всё делает и лишает себя всех тех маленьких радостей, которые могут себе позволить его сверстники, не занимающиеся спортом. Убедить его продолжать занятия спортом для многих родителей и тренеров оказывается невозможным и по этой причине многие таланты также безвозвратно потеряны для спорта.

Вот, пожалуй, вкратце о том, из чего складывается успех в спорте. Возможно, я что-то упустил из виду, но жизнь каждого человека неповторима и уникальна, именно поэтому мы любим читать биографии выдающихся личностей.

Эту статью я начал с того, что существует определённая проблема, и мы опять к ней возвращаемся. Источником проблемы могут явиться родители. Это чаще всего проявляется в том, что дети не оправдывают ожиданий родителей и ощущают на себе их недовольство, что приводит к демотивации и, в конечном итоге, к прекращению спортивного роста. Поэтому считаю своим долгом проинформировать родителей о закономерностях спортивного развития их детей. Итак, теперь стало понятно, что не всем детям, как бы они ни старались, не суждено стать Янами Торпами и Майклами Фелпсами.

Теперь несколько строк по поводу поиска и отбора одарённых спортсменов. Давайте предположим, что Ваш ребёнок имеет-таки задатки пловца, и мы его отобрали для дальнейших занятий спортивным плаванием. Детские соревнования показывают, что одни дети успешнее других, но это не значит, что такая же тенденция сохранится через год-два. Наверное, не секрет для многих, что по соответствию паспортного и биологического возраста дети могут быть акселератами (биологический возраст опережает паспортный), ретордантами (паспортный возраст опережает биологический) и, когда оба возраста соответствуют друг другу. Анализ биографий выдающихся пловцов 20-го столетия показал, что акселератами были только один человек из пяти. Поэтому высокие результаты в детском возрасте никак не могут быть ориентирами для тренеров. Есть и другие научные наблюдения, свидетельствующие о том, что нет никакой связи между возрастом, в котором ребёнок научился плавать и его дальнейшими спортивными успехами. Также замечено, что в большинстве случаев те дети, которые в раннем возрасте показывают высокие результаты в плавании, в зрелом возрасте не представляют никакой ценности для большого спорта. Чаще всего причиной этому является некомпетентность тренера, т.к. по-видимому, не была в своё время заложена функциональная база под высокий результат, т.е. тренер мало уделял времени и внимания применению средств общей физической подготовки, отдавая предпочтение плавательной подготовке и специальным упражнениям на суше и в воде. Мы это называем форсированием тренировочного процесса.

В настоящее время человечество не располагает такими методиками, которые позволили бы нам с большой точностью определять, кто будет успешным в данном виде спорта, а кто нет. Так даже интереснее. Ошибок в прогнозах не избежать и поэтому грамотные тренеры никогда не торопятся с выводами, а терпеливо делают своё дело и ждут от своих воспитанников высоких результатов, которые не заставят долго ждать, если всё срослось, как надо. Главная задача тренера и спортсмена достичь того индивидуального потолка в спортивном результате, который есть у каждого и выше которого не прыгнешь.

Резюме: родителям необходимо быть мудрыми и грамотными в вопросах подготовки спортсменов, если их дети, и они сами видят в спорте для себя перспективы стать кем-то великим. Если Вы выбрали тренера для своего ребёнка, то доверяйте тренеру и не учите его, как надо тренировать Вашего ребёнка. Будьте сотрудниками с тренером и помогайте ему, а не усложняйте ему жизнь.

Родители, Ваши дети уникальны, неповторимы, это Ваш подарок от Бога, это Ваше благословение, это часть Вас и то, что они такие, какие есть – это Ваша заслуга. Вы причина, а они следствие. Любите их, цените, дорожите ими и благодарите Бога за них. При этом не забывайте, что в других городах, странах, на других континентах живут, тренируются и мечтают стать чемпионами тысячи и десятки тысяч чьих-то детей, которые могут оказаться более талантливыми, чем Ваш ребёнок. Ну и что? Терпеливо делайте то, что должны делать и результат будет обязательно. Может он окажется далёким от мирового уровня, но главное не это, а то, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, порядочным и успешным человеком во всех сферах жизни.