В большинстве школ плавания принимают детей в группы начального обучения в возрасте с пяти лет, что вполне оправдано по причине многих факторов. Во-первых: до пяти лет многие дети не могут самостоятельно себя обслужить в раздевалке, душевой и туалете. Во-вторых: многие в таком возрасте реагируют на тренеров резко отрицательно. И, в-третьих, в этом возрасте они ещё не способны осваивать технику спортивных способов плавания.

Наша школа первоначально задекларировала приём детей с четырёх лет, т.к. на практике мы убедились в том, что в этом возрасте встречаются довольно часто дети, которые по приведенным трём пунктам уже готовы к обучению, но только индивидуальному. А так как, мы располагаем достаточным количеством тренеров и используем несколько отличную от общепринятой систему организации их работы, то мы позволили себе такую вольность. В дальнейшем, по просьбе некоторых родителей, мы в качестве эксперимента решили попробовать работать с детьми 2-3 лет с условием, что кто-то из родителей обязательно будет находиться в воде. Уже прошло около года, как этот эксперимент стал обычной практикой, которая приносит удовольствие всем. Однако, стоит заметить, что не все родители сразу понимают свою роль в учебном процессе и поэтому приходится часто корректировать их взаимоотношения с ребёнком и при этом констатировать, что не все понимают, что от них требуется. Именно поэтому возникла мысль написать для таких родителей своего рода памятку, которая поможет всем нам добиться желаемых результатов гораздо быстрее и с наименьшими затратами физических и эмоциональных усилий.

1145

И так, обо всём по порядку. Представим, что мама с ребёнком в 2,5 года пришла в бассейн впервые. Наша общая задача состоит в том, чтобы ребёнок не мог дождаться следующего раза, когда он придёт в бассейн. Для этого нам надо сделать для него праздник. Это значит, что не должно быть никакого принуждения, ни окрика, ни, тем более, наказания. Практика показывает, что большая часть детей в этом возрасте боятся воды и не доверяют даже родителям, когда те хотят зайти в воду на руках с ребёнком. Первое занятие определяет успех всего последующего процесса обучения и может вообще на долгие годы отбить охоту у ребёнка подходить к воде. Именно поэтому мы такое пристальное внимание уделяем новичкам и желаем внушить родителям повышенное чувство ответственности в первое посещение бассейна. Показательным примером может служить первое занятие для молодой мамы Марины и её сына Кирилла, которое состоялось 24.05.2014 г. Марина заранее предупредила по телефону о своём посещении, и я для себя решил быть обязательно в это время в бассейне. Как и большинство детей в возрасте 2,5 года, Кирилл уговаривал маму уходить домой и к воде вообще боялся приблизиться. Мы с мамой пообещали ему, что сегодня он в воду заходить не будет, а просто погуляет вокруг бассейна и понаблюдает за детьми, с чем он согласился. После короткого инструктажа с Мариной, они с сыном через некоторое время сидели на бортике бассейна и колотили ногами по воде, а ещё через несколько минут уже вместе игрались с доской для плавания на глубине 1,5 м. Ребёнок и мама покинули бассейн в прекрасном настроении и следующее занятие начнётся в таком же эмоциональном состоянии.

Праздник для ребёнка возможен только при условии, если папа или мама будут шутить, смеяться и играть с ним. Никакого академизма, наставлений, критики, а только поощрение. Ни в коем случае нельзя обманывать ребёнка, иначе доверие к вам уже не восстановишь. Очень помогают на первых занятиях любимые игрушки ребёнка. Само их присутствие привносит ощущение домашней обстановки, что снижает внутреннее напряжение ребёнка, и он просто забывает о том, что воду надо бояться.

В играх надо создавать побольше брызг, устраивать соревнования кто больше их сделает. Здесь родители просто обязаны проявить изобретательность в том, чтобы ребёнок во время игры на брызги не обращал внимания. Особенно эффективно происходит процесс привыкания к водной среде, когда в игре принимают участие двое детей (именно двое, а не трое или более). Этот приём мы часто применяем, объединяя работу двух родителей, или в индивидуальных занятиях, которые проводят тренеры.

Очень хороший эффект дают прыжки с бортика на руки к родителям. Здесь важно постепенно увеличивать расстояние до бортика и обязательно постепенно подвести ребёнка к тому, чтобы он хоть на мгновение погружался под воду полностью с головой. При этом можно применять и игрушки и различные плавательные средства, имеющиеся в наличии.

Одним из наиболее важных требований к родителям является минимальный телесный контакт с ребёнком. Понятно, что в начале, он обхватит шею мамы руками и это нормально. В таком положении надо с ним походить по воде, попрыгать, чтобы его плечи погружались в воду. Потом можно побрызгать на проплывающих детей и разрешить ему сделать то же. Таким образом, он и сам не заметит, как уже оставил вашу шею в покое и колотит по воде руками. Когда будете применять поддерживающие средства, то старайтесь как можно меньше прикасаться к ребёнку, а помогать ему, держа доску или нудлы, на которых он плавает.

РЕЗЮМЕ: главная цель родителей и тренеров в занятиях с детьми 2-3 лет – привить им любовь к воде. Делать это надо постепенно и в положительной эмоциональной атмосфере. На каждое занятие ребёнок идёт как на праздник. Родители должны постепенно и постоянно усложнять обстоятельства пребывания ребёнка в воде. Не обманывать, не критиковать. Постоянно консультироваться с тренером.

И победа будет за нами!