Психология чемпиона в спорте, на соревнованиях

В процессе выступления спортсмен подвергается воздействию двух состояний, имеющих противоположную направленность. Это, во-первых, желание выиграть, а, во-вторых, боязнь проиграть. И, если вторая сила оказывается сильнее первой, то, по законам физики, мы получаем соответствующий результат. Поэтому, в подготовке к соревновательной деятельности еще на начальных этапах должен учитываться фактор, который мы условно назовем «фактор принятия возможного проигрыша в данном соревновании, как показателя необходимости внесения изменений в тренировочный процесс».

Психологи говорят о существовании так называемой «зоны уверенности», ограниченной нижним и верхним порогами.

Верхний порог определяет максимальное количество выигрышей, следующих один за другим, после которого наступает страх проиграть. Ведь, в случае, если один ВЫИГРЫШ следует за другим достаточно длительное время, возникает мысль о том, что теперь уж проигрыш неизбежен. Другими словами, спортсмен как бы мысленно говорит себе: «Что-то я уже пять раз выиграл. Видимо, теперь уже точно проиграю».

Нижний порог определяет минимальное количество проигрышей, следующих один за другим, после которого спортсмен чувствует неуверенность при выступлении. « Проиграли два раза подряд! Мы в психологической яме! Выиграть будет сложно!» У одного подобный страх может наступить через два проигрыша подряд, а другому и пять нипочем.

Чем меньшими числами определяются два эти порога, тем уже зона уверенности. Задача тренера и спортсмена постоянно работать над расширением зоны уверенности. Закономерность функционирования нашей психики такова, что страх перед выигрышем уменьшается пропорционально уменьшению страха перед проигрышем, поэтому работу по расширению зоны уверенности необходимо начинать с изменения нижнего порога.

Необходимо воспитать у спортсмена смелость проигрывать, т.е., человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни и заключается в обучении, т.е. в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Негативная информация, т.е. информация об ошибке, должна использоваться для поиска правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.

Пример: в серии из пяти выстрелов в экспериментальных соревнованиях по стрельбе участвовали стрелки суперкласса. В ходе соревнования три первые выстрела попадали в десятку, а затем происходил сбой и стрелок попадал в девятку или восьмерку. Когда серию увеличили до восьми выстрелов, то пять первых выстрелов были в десятку, а затем опять следовал сбой. Когда стрелки выступали в серии «три выстрела – перерыв – три выстрела – перерыв – три выстрела» практически все выстрелы были в десятку. Как будто после серии успешных попаданий мозг начинает сомневаться в своем праве быть безошибочным.

Уже давно известно, что все человечество можно условно разделить на четыре группы по такому критерию как соотношение стремления к победе и страха проиграть. То же самое соотношение сохраняется и в спорте. Это четыре следующие типа:

1. тип А – большие амбиции и высокий уровень страха неудачи;
2. тип Б – большие амбиции и невысокий уровень страха неудачи;
3. тип В – скромные амбиции и высокий уровень страха неудачи;
4. тип Г – скромные амбиции и невысокий уровень страха неудачи.

Спортсмены с психологией победителя относятся к типу Б. Однако, и здесь, как и везде действует закон 80 : 20, согласно которому из 100 % (действий, попыток, людей, выступлений), как правило, 20 % имеют «попадание в десятку», а остальные 80% – это общий фон. Только 20 % выступающих спортсменов относятся к типу Б. Основная часть спортсменов – это люди типа А. Соответственно только один из пяти спортсменов обладает от рождения психологией победителя.

Особенности этих типов со всей очевидностью проявляются в поведении людей. Психологом Эриком Берном разработана типология, согласно которой людей типа А можно отнести к так называемым « лягушкам», а типа Б – к «принцам». Давайте рассмотрим их специфические признаки.

Принцы понимают, что они уникальны и принимают себя такими как есть, т.е. они аутентичны. Таким людям не нужно доказывать свою неповторимость, лезть из кожи вон, чтобы доказать, что они лучше других. Они просто живут своей собственной жизнью и не мешают другим жить своей. Принцы не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, x_6dac66acони самостоятельны и самодостаточны. Думая о себе, они обращают внимание не на свои недостатки, а на свои достоинства и думают, как их можно эффективно использовать. Принцы вполне реалистично оценивают границы своих возможностей и знаний. Как и все люди, принцы могут время от времени проигрывать. Но проигрыш никоим образом не влияет на их чувство самодостаточности и самоуважения.

Они продолжают верить в свои способности достичь нужного результата. Принцы хорошо знают себя и свои психологические особенности, они не делят свои особенности на плохие и хорошие. Все, что они имеют, это их достояние, и они думают только о том, как использовать это достояние наиболее эффективным образом. Принцы абсолютно спокойно признают за собой определенные права, но они признают права и за другими людьми. Они наслаждаются своими достижениями, но не чувствуют вины за ошибку, а рассматривают ее как обратную связь.

Лягушки живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих. Их любимые фразы звучат следующим образом: «Никогда мне не везет!», «Только у меня может такое случиться»; они очень часто используют «но» в предложениях: «Я бы выступил хорошо, НО что-то мне помешало». Часто причину своих неудач они ищут в поведении других людей. Часто вы слышите от них фразу, начинающуюся со слов «Если бы только...». «Если бы только судейство было справедливым...», «Если бы только я так не волновался перед выступлением». Другие их любимые варианты – это « когда...» и «а что, если». « Мы будем отлично выступать, когда уйдет этот тренер и придет другой!», «Я знал, что в этой ситуации надо было бить по воротам самому, но, а, что, если бы я ударил и промахнулся...»

Таким людям все происходящее с ними представляется темным и пугающим, поэтому они находятся в вечном напряжении и страхе. Их силы расходуются на переживание собственной неудачливости и невезучести, поэтому у них остается мало сил на непосредственное участие в событии. Лягушки не умеют анализировать происходящее с ними, а потому они никогда не знают, почему они проиграли. Следовательно, они не имеют ресурса для кардинального изменения ситуации. Поскольку лягушка боится реального мира, она выстраивает себе мир иллюзорный, в котором все происходит по правилам, установленным лягушкой. Лягушки находятся в постоянном сомнении. А что может быть губительнее для хорошего результата, чем сомнение?

Люди этого типа постоянно озабочены тем, что о них подумают другие. Поэтому каждое выступление спортсмена-лягушки становится доказательством себе и другим своего права выступать, жить, быть лучше других и т.п., а каждый проигрыш становится действительной личностной катастрофой. В этом случае уровень мотивации зашкаливает, что отрицательно сказывается на результатах выступления. Игрок типа А опасен, особенно в командных видах спорта, где он не только паникует сам, но и заражает своим состоянием других членов команды. Вот уже и работа спортивному психологу появилась...

Как правило, людей типа В и типа Г в спорте почти не встречается, особенно, в спорте высших достижений.

Процесс обучения – это всегда процесс проб и ошибок. Человек всегда пытается что-то осуществить, промахивается, сознательно оценивает степень отклонения и делает соответствующие поправки для следующей попытки до тех пор, пока не попадет « в десятку». Все системы самонастройки накапливают в банке данных прошлые ошибки, неудачи, болезненные и тягостные эпизоды. Этот негативный опыт вовсе не сдерживает процесс обучения, а содействует ему, если к нему относиться должным образом, а именно, не зацикливаться на нем и рассматривать его не как оценку личности исполнителя, а как измеритель степени усвоения действия.
ddd
Но главное правило следующее: как только действие усвоено и отработано, ошибки, совершаемые при усвоении этого действия, необходимо забыть, а помнить только успешное действие, подолгу мысленно задерживаясь на них. Например, для футболистов это могут быть регулярные просмотры наиболее успешных выступлений команды, а в индивидуальном плане необходимо для каждого игрока создать банк видеокадров, где он наиболее успешен и эффективен. Каждый игрок должен иметь такие видеоролики и регулярно просматривать их перед тренировкой.

Если мы преднамеренно постоянно возвращаемся к нашим ошибкам, постоянно обвиняем и выговариваем себе за них, то помимо нашей воли ошибка или неудача превращается в цель, которая удерживается в воображении и памяти. Воспоминания о прошлых неудачах могут самым неблагоприятным образом повлиять на сегодняшние действия, если мы без конца думаем о них и мысленно произносим: «Если я вчера проиграл, то, значит, могу и сегодня проиграть».

Кстати, выяснено, что в состоянии гипноза, когда в людях вдруг открываются неожиданные таланты к различным видам деятельности, все их внимание сконцентрировано на достижении положительной цели и нет воспоминаний о прошлых неудачах, т.е. в гипнотическом состоянии происходит очищение памяти от прошлых неудач.

Для того, чтобы разобраться в себе...

1. Определите для себя максимальное количество проигрышей, следующих один за другим, не влияющее на вашу веру в возможность выиграть в следующем соревновании.

2. Определите для себя максимальное количество следующих один за другим выигрышей, при котором вы сохраняете веру в возможность выиграть и в следующий раз.

3. Определите для себя зону уверенности и поставьте себе задачу расширения этой зоны.

4. Пронаблюдайте за тем, как вы реагируете на ошибку. Запишите результат. А теперь запишите, как бы вы хотели реагировать на ошибку. Стремитесь к выработке желаемой реакции.

5. Определите для себя ваше отношение к Принцам и Лягушкам. К какому типу вы относите себя? А к какому типу вы хотели бы принадлежать? Какие качества для этого вам необходимо развить?
Часть 3.

Цель профессионального спорта – победа, занятие первого места. Но эта цель не может быть единственной целью. В спорте не может быть постоянного выигрыша и, если ваша единственная цель – победа, то, проиграв, вы теряете все, в том числе и веру в себя. Действительно, спортсмен, чья единственная цель – победа, не сможет долго и стабильно выступать. Если же у вас есть и другие цели, то в случае проигрыша, вы все же обеспечите себе достижение некоторых других своих целей и сможете продолжать развиваться, становясь при этом все лучшим и лучшим спортсменом.

Определение целей – это основа, на которой зиждется мотивация. Правильно сформулированная цель поведет вперед, но, если в формулировку цели вкралась ошибка, то такая цель может увести в сторону и помешать добиться успеха. Изучению влияния грамотно поставленной цели на достижение результата посвящено множество работ. Перед вами краткое изложение результатов этих работ.

Значение правильно поставленной цели для спортивного успеха трудно переоценить:

1. цели помогают поддерживать мотивацию на достаточно высоком уровне длительное время;
2. цели помогают выделить действительные ценности;
3. цели добавляют дополнительную энергию в усилие, которое мы выполняем;
4. цели помогают поддерживать концентрацию внимания на должном уровне;
5. цели дают возможность ощутить себя успешным спортсменом в тот момент, когда они достигаются.

Ставить цели необходимо не только на длительный срок, но и на каждую тренировку. Установка тренера перед соревнованием есть тоже не что иное, как постановка цели на выступление. Поэтому давайте подойдем серьезно к вопросу грамотной постановки целей.

Правила постановки целей:
d1
1. Цель должна быть конкретной и позитивной. В ее формулировке должно быть точно выражено то, чего вы хотите. Цель «улучшить показатели» не годится, потому что она не конкретна. Какие показатели и на сколько вы хотите улучшить? И за какой срок? Нельзя формулировать цель, обозначая в ней, чего вы не хотите, или опасаетесь, или хотите избежать. Например, плохо работает цель, сформулированная следующим образом: « Мы не хотим проиграть». В формулировке цели вы всегда четко и ясно отражайте то, что хотите получить. «Я выступаю с максимально возможным для меня результатом», « Я поддерживаю концентрацию внимания на своих действиях в течение всего выступления».

2. Цель должна быть реальна. Можно, конечно, сформулировать и нереальную цель, но то, что она не исполнится, приведет вас в нерабочее состояние и снизит планку ваших реальных достижений. Всегда оставляйте себе возможность почувствовать себя успешным и учите этому ваших воспитанников. Реальность цели определяется трезвой оценкой ваших возможностей на данном этапе. Можно, конечно, играя в первой лиге, ставить цель выйти в кубок УЕФА, но что принесет вам подобная постановка цели? Весь сезон вы будете находиться в большом напряжении и, в результате, все равно не достигнете результата. Возможно, что, не достигнув поставленной цели, вы станете меньше верить в себя и свои возможности выиграть, но настоящая причина останется скрытой от вас. Ведь она заключается в том, что ваша цель была неэкологична, а, значит, и не могла быть достигнута. Или с вами может произойти следующее, как это уже случалось с ФК « Рубин», да и в других ситуациях тоже: вы будете тянуться к цели изо всех сил, в течение короткого срока (скажем, двух лет) достигнете ее, но потом произойдет срыв, в результате чего вы будете отброшены назад. Ведь долго стоять на цыпочках невозможно.

3. Сформулируйте цель таким образом, чтобы ее достижение в максимальной степени зависело от ваших действий, а не от действий других людей. Например, достижение цели, сформулированной как «выиграть» в полной мере зависит от вас только в ситуации, если вы соревнуетесь сами с собой, а цель «показать свой максимальный результат» зависит от ваших усилий в любой ситуации. Правильная формулировка цели даст вам еще одну возможность почувствовать себя успешным. Научите этому своих воспитанников.

Очень часто цель формулируется таким образом, что мозгу в этой формулировке трудно выделить конкретную информацию о том, какие действия он должен запрограммировать для получения нужного результата. Мы уже говорили об особенностях языка: существуют глаголы, которые практически не описывают конкретных действий, т.е. не дают мозгу четких команд. Например, цель « выиграть». Что конкретно надо делать, чтобы выиграть? Согласитесь, что этот глагол требует конкретизации через ряд других глаголов, обозначающих конкретные действия. К этому же ряду в качестве примера можно отнести такие глаголы, как «стараться», «учиться», «тренироваться».

4. Разбейте большую цель на промежуточные, более мелкие, и определитесь со сроками достижения как главной, так и промежуточных целей. Вернемся к нашему примеру с выходом в кубок УЕФА. Если, читая правило 2, вы подумали, что команда первой лиги вообще не может ставить подобную цель, то вы меня неправильно поняли. Такую цель ставить можно и даже нужно, но здесь есть маленький нюанс. Эта цель для команды первой лиги станет экологичной в том случае, если между ее достижением и настоящим положением команды поставить еще ряд целей, последовательное достижение которых будет делать достижение главной цели все более и более реальным.

5. Проведите инвентаризацию тех ресурсов, которые вам потребуются для достижения цели. Подумайте о тех дополнительных ресурсах, которые придется привлечь, чтобы получить необходимый результат. Достижение поставленных целей обеспечивается наличием определенных ресурсов. Собственно говоря, именно инвентаризация имеющихся ресурсов показывает нам, насколько реальные или нереальные цели мы ставим перед собой.
d2Но, если бы для достижения поставленной цели хватало тех ресурсов, которыми мы располагаем в данный момент времени, то поставленная цель уже лежала бы у нас в кармане. Однако мы ставим цели для того, чтобы их ДОСТИГНУТЬ,