О ТЕЛОСЛОЖЕНИИ И ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ПЛОВЦОВ

Почти все сильнейшие пловцы наших дней отличаются атлетическим телосложением. Их мускулатура рельефна благодаря большой дополнительной тренировке с отягощениями, которую они проводят на суше. Она увеличивает силу определенных мышечных групп туловища, плечевого пояса и рук и снижает ее в тех мышцах, которые имеют в плавании меньшее значение. И это свидетельствует о том, что сегодня мы «используем» наше тело более целенаправленно и эффективно, чем когда-либо раньше.

Прежние представления об идеальных для тех или иных способов плавания типах телосложения устарели.

Не так давно, например, считалось, что пловец-чемпион должен быть крупным, высоким, сильным. Сегодня мы говорим только о силе, ибо мы прежде всего стремимся развить в нашем теле необходимую мощность. Именно эта способность — проявлять мощность — и является решаю- щей. Это означает, что если невысокий и стройный пловец обладает достаточной силой, он будет продвигаться в воде быстрее, чем высокий и крупный. Старая истина, что хороший спортсмен высокого роста всегда выигрывает у хорошего спортсмена небольшого роста, значительно утратила свою силу.

Телосложение сильнейших пловцов наших дней имеет гораздо более выраженные специфические черты по сравнению с прежними временами. Современные пловцы стали уделять больше времени развитию тех групп мышц, которые несут при плавании основную нагрузку. Для этого они используют изометрические, изотонические, общеразвивающие упражнения и тренировку отягощениями. Звезды женского плавания также стали выглядеть физически более развитыми. Однако они не так крупны и тяжелы, как их предшественницы, которым приходилось нести бремя лишнего веса. У них стройные талии, стройные и сильные ноги, особенно в бедрах, где у прежних чемпионок бывало много лишнего. Только в способе плавания брасс, в котором в прежние времена лучше выступали стройные и легкие спортсмены, сегодня мы наблюдаем преимущественно пловцов мышечного типа. В других способах плавания плавучесть тела оказалась более важным свойством, чем рост и мышечная масса. Вообще спортсменам с недостаточной плавучестью лучше специализироваться в спринтерском плавании, где они могут компенсировать этот недостаток мощностью движений. Напротив, спортсмены с хорошей плавучестью, высоко лежащие на поверхности воды, имеют преимущество в плавании на средние и длинные дистанции.

Плавучесть спортсмена можно определить при помощи научных методов. Менее точный, но вполне приемлемый для специалиста путь определения плавучести спортсмена — это предложить ему лежать в воде без движения.

Помню, когда я стал работать с Джоном Конрадсом, то заметил, что плавучесть у него лучше, чем у других мальчиков. Он не мог держаться на самой поверхности воды, но и не опускался так глубоко, как другие. То же самое я заметил у Мюррея Роуза, шотландца Яна Блека, американца Роя Саари, японца Яманаки и у других выдающихся пловцов. Были и исключения, например Боб Уиндл, который имел плохую плавучесть, но успешно выступил на дистанции 1500 метров.

Иногда структура мышечной ткани изменяется по мере полового созревания пловцов. Сначала, когда они имеют хорошую плавучесть, это помогает на всех дистанциях добиваться высоких результатов. Затем удельный вес тела повышается, плавучесть снижается, и спортсмены переключаются на спринтерские дистанции.
Совсем недавно существовала точка зрения, что, изучая телосложение пловца, можно выявить наиболее подходящие для него способ плавания и дистанцию. Считалось, что низкорослых и крепких пловцов следует ориентировать на длинные дистанции, высоких и широкоплечих — на спринт, а мощных здоровяков специализировать в баттерфляе. Тренеры предпочитали спортсменов со стройной фигурой и гладкой мускулатурой. Однако слишком часто это приводило к ошибке. В наше время необходимая мускулатура может быть создана в гимнастическом зале в соответствии с замыслом тренера.

Боб Уиндл не был ни широкоплечим, ни коренастым. Его тип телосложения не подходит ни под одну категорию, и специализация таких спортсменов зависит от решения тренера.
Разумеется, при определении спринтерской или стайерской направленности большую роль играет темперамент пловца.

Пловец-стайер должен обладать большой психологической устойчивостью и уравновешенным характером. Ему должна быть свойственна способность к длительной тренировке в условиях одиночества. Кажется, Мюррей Роуз сказал, что пловец-стайер — это человек замкнутого и сосредоточенного характера, человек «в себе». Если это так, то хороший спринтер — это человек общительного и живого характера. Это энергичный и подвижный тип со стальной пружиной и в характере, и в мускулах.

Пловец должен также иметь хорошее сердце, способное быстро приходить в нормальное состояние после интенсивных нагрузок; сердце, способное мощно работать, снабжая мышцы тела кислородом во время больших напряжений, таких, как плавание с максимальной скоростью.

Выявить потенциальных чемпионов среди совсем юных пловцов нелегко, и, разумеется, при этом мы вовсе не застрахованы от ошибок. Ведь большинство необходимых качеств, о которых я говорил, заметны не сразу. Кроме того, я уверен, что независимо от уровня развития физических качеств будущий пловец-чемпион должен обладать чувством воды. Выраженное наличие его у некоторых пловцов бросается в глаза, когда они только еще делают первые гребковые движения. Другие же спортсмены так никогда и не могут приобрести это качество, несмотря на усердие в тренировке.

Если вы находите, что тот или иной юноша обладает чувством воды, проверьте его плавучесть. Если он и здесь вам понравится, оцените его темперамент, психику. Если он выдерживает и это испытание, можете быть уверенными, что у него есть возможность стать великим пловцом. Время покажет, правы ли вы.
Для пловца и его тренера высшей честью является завоевание золотой олимпийской медали. Это значит гораздо больше, чем установление мирового рекорда, потому что, если
пловец добился победы на олимпиаде, его имя становится бессмертным в истории плавания. Многие годы в таблицах мировых рекордов мелькали имена, ныне уже позабытые, — имена людей, которые победили секундомер, но не сумели завоевать олимпийский титул.

Одно дело — соревноваться с секундомером, не ощущая напряжения состязаний с соперниками, и совершенно иное — выиграть у сильнейших пловцов мира в условиях колоссального напряжения спортивной борьбы в олимпийском финале. Именно поэтому самой трудной из всех проблем является для тренера не подготовка спортсмена,который может плыть быстрее всех, а воспитание спортсмена, который может проплыть быстрее всех в напряженнейших условиях соревнований. Очень часто пловцы, показывающие почти фантастические результаты на первенствах штата или национальных первенствах, когда напряжение сравнительно невелико, не могут на олимпийских играх повторить свои результаты или показать время, близкое к своему рекорду. И дело не в том, что они не стараются сделать это. На самом деле многие из них стараются слишком сильно, сильнее, чем это возможно. В большинстве случаев это происходит по той причине, что они не могут показывать свои высшие достижения в любое время, когда это необходимо, и имеют недостаточный соревновательный опыт. Я бы назвал этих спортсменов «пловцами настроения».

На каждом крупном соревновании можно встретить десятки одаренных пловцов, которым не хватает уверенности в себе, уверенности в своем спортивном мастерстве. Эти пловцы приезжают не только из Австралии, но также из Великобритании, Голландии, Японии, Швеции, Финляндии, Новой Зеландии, Южной Америки и в несколько меньшей степени из ГДР и ФРГ . Напротив, американские пловцы чувствуют себя уверенно и хорошо знают, что им нужно делать, когда они прыгают в воду. Они основательно нацелены на напряженные состязания. Объясняется это тем, что американцы имеют отличную систему соревнований возрастных групп. Пловцы США регулярно участвуют в соревнованиях начиная с восьмилетнего возраста. Если они выигрывают в родном городе, они едут на соревнования штата, зональные соревнования и, наконец, на национальное первенство своей возрастной группы. Они приучены показывать свои лучшие результаты даже в том случае, если, скажем, немного устали от того, что плохо ели или спали в предыдущую ночь или у них слегка расстроен желудок. Они хорошо подготовлены к борьбе за свои лучшие секунды в соревнованиях благодаря прекрасному духу соперничества,
заставляющего их выигрывать у своих сверстников, а если это не получается с первого раза, снова и снова пытаются выиграть.

Не говоря ужо о совершенно очевидных преимуществах, которые система возрастных групп дает пловцам с точки зрения приобретения соревновательного опыта, она также помогает скрашивать однообразие тренировок. Гораздо легче развивать физические возможности юного пловца в соревновании с ребятами его возраста, чем заставлять
его в одиночку проплывать бесчисленные отрезки в бассейне. Соревнования доставляют ему удовольствие. Он рад быть в группе сверстников, и с ростом мастерства этой группы растет он сам. Я часто видел, как ребенок, который только что говорил, что он очень устал, чтобы проплыть очередной отрезок с помощью движений ног и с доской в руках или выполнить какое-либо подобное легкое упражнение, немедленно прыгал в воду и плыл с полным напряжением сил, соревнуясь со своими сверстниками.

Специалисты в области плавания расходятся во мнениях, какой объем работы в воде должны выполнять самые юные пловцы. Те, кто развивается рано, естественно, могут плавать на длинные дистанции. Опыт работы показал мне, что если очень
юный пловец способен хорошо проплывать дистанции 800 или 1500 метров, то следует разрешить ему это. Обычно я тренирую юных пловцов два раза в день со сном между тренировками, когда это возможно. Они проплывают от двух до двух с половиной миль за каждую тренировку. Я стараюсь давать им один полный день отдыха в неделю, хотя заметил, что за этот день они несколько утрачивают чувство воды. Но я думаю, что психологический выигрыш от отдыха больше, чем потери от утраты чувства воды. Кроме того, детям разрешается не тренироваться после обеда в субботу и в воскресенье. Если отдых устраивается в пятницу, то вечером мы стараемся участвовать в соревнованиях. Все равно в глазах ребенка этот день остается днем отдыха, вероятно, из-за того, что происходит смена обстановки.

Я объединяю детей в группы в соответствии с их воз- можностями. Если, скажем, у меня есть 12 детей различного возраста, я объединяю 6 сильнейших в одну группу и даю им возможность соревноваться друг с другом, а остальные, слабейшие, составляют другую группу. Совместное плавание равных по силам спортсменов создает дополнительные стимулы в тренировке и позволяет полностью использовать преимущества групповой работы. Например, если в тренировке предстоит проплыть 1500 метров на время, я объединяю в один заплыв всех пловцов, имеющих на дистанции 400 метров результаты 6.00 и лучше, и они стартуют первыми. За ними стартуют все те, У кого результат на дистанции 400 метров равен 6.30. Располагая их таким образом или даже посылая друг тренировку большому количеству юных пловцов. В бассейне с 8 дорожками не составляет труда работать на время с 60 юными пловцами одновременно.

Работа с пловцами, занимающимися в возрастных группах, доставляет тренеру наибольшее удовлетворение в его деятельности. Очень часто в течение одного сезона они достигают таких больших успехов, что тренер не может не радоваться результатам своего труда. Разумеется, при воспитании совсем юных спортсменов всегда возникают проблемы, но они сводятся к минимуму самой системой возрастных групп. Спринтерское плавание требует зрелости и силы, и по этой причине среди юных пловцов мало хороших спринтеров. Но они могут показывать удивительные рез ультаты в плавании на средние и длинные дистанции. И все же для тренера большой успех найти пловца, способного показывать настоящую скорость на дистанции 50 или 100 метров. Обычно это юноши
раннего развития, обладающие сильной мускулатурой. Отличным примером пловца такого типа является австралийский спринтер Майк Уэнден. В 13-летнем возрасте он проплыл 110 ярдов вольным стилем за 58,5 секунды. В возрасте 16 лет он показал результат 53,8 на дистанции 110 ярдов и 1.57,3 на 220 ярдов.

В начале сезона мои ученики стартуют обычно на дистанции 50 метров, затем я вскоре перехожу к дистанциям 400 и 800 метров по той простой причине, что на 50-метровой дистанции трудно добиться постоянного роста результата. В спринтерском плавании улучшение идет на доли секунды, тогда как на длинных дистанциях спортсмен за один сезон нередко сбрасывает от 2 до 4 минут. Это дает чувство удовлетворения и спортсмену, и тренеру. Воодушевленные этим заметным улучшением, мы затем переходим к усиленной спринтерской тренировке.

Трудно переоценить значение занятий по возрастным группам в сохранении длительного интереса к плаванию. Каждый тренер должен заботиться о том, чтобы поддержать спортсменов со средней одаренностью, включая их в группы пловцов с соответствующей подготовкой. Кто знает, быть может, именно этот ребенок станет впоследствии чемпионом. Ведь возможно, что он просто поздно развивается.

Многим тренерам приходится встречаться с родителями, которые хотели бы, чтобы их дети хорошо плавали, но... без тренировок с тяжестями и без чрезмерных физических напряжений. Родители говорят при этом, что их дети не хотят быть чемпионами. Иногда мне кажется, что эти родители просто страхуются на тот случай, если ребенок действительно не сможет стать выдающимся пловцом.

Удивительно, какие большие эмоции можно вызвать в группе юных пловцов, устанавливая нормативы в плавании на 200 и 400 метров различными способами и настраивая спортсменов на выполнение этих нормативов. Они рвутся превзойти контрольное время, и этот процесс доставляет им удовольствие. Можно установить нормативы и для отдельных пловцов. Это, пожалуй, лучший путь для того, чтобы обеспечить наибольший рост каждому спортсмену.

Я видел детей, которые в начале сезона едва проплывали одну длину бассейна, а к концу года становились сильнейшими в своей группе.

Много лет я экспериментировал с различными вариантами тренировочных программ в возрастных группах. Иногда в течение всей недели давал одну и ту же нагрузку на каждой тренировке или разную программу для утреннего и вечернего занятия. Иногда в течение месяца я изменял план тренировки каждые 2 дня или же не давал никаких других упражнений, кроме дистанционного плавания. Пытаясь найти лучшую программу тренировки, я пришел к выводу, что лучше до самого прихода тренера в бассейн скрывать от спортсменов содержание предстоящего занятия.

Когда они не знают, что их ожидает, у них сохраняется энтузиазм. Но если вы задаете им ту же самую работу более чем 2 дня подряд, у них снижается интерес к тренировке и падает настроение.

В возрастных группах целесообразна разносторонняя плавательная подготовка. Использование в тренировке всех четырех способов плавания, независимо от специализации пловца, повышает возможности спарринга и дух соперничества. Обычно спортсмены, добившиеся высоких результатов в одном способе плавания, как правило, достаточно хорошо овладевают и другими.