Лет 5-6 назад, точно не помню, сборная команда Украины заняла 1место на чемпионате Европы по плаванию, чем вызвала восторг и удивление у отечественных почитателей данного вида спорта. Удивление было вызвано тем, что в стране на тот момент ничего конкретно не поменялось в отношении улучшения условий подготовки квалифицированных пловцов, а восторгом были обязаны фанатичной преданности своему делу небольшой группы тренеров и их учеников. Понятно, что такого результата многие не ожидали, т.к. условия подготовки сильнейших пловцов Европы на тот момент превосходили наши по всем статьям. За прошедшие годы ничего не поменялось и также ничто не предвещает сколько-нибудь серьёзных командных успехов украинского плавания на международной арене. То, что это вызвано, в первую очередь, экономической ситуацией в стране и отношением правительства к спорту, очевидно, но даже в таких условиях мы можем конкурировать с Европой, если кардинально поменяем (я имею в виду тренеров по плаванию во всех звеньях подготовки спортсменов) своё отношение к самообучению и самосовершенствованию как тренеров.

51 Мне с сожалением приходится констатировать тот факт, что многие мои выпускники, попадая в спортивные школы, очень быстро забывают самое главное, на что я акцентировал их внимание, а именно: не игнорировать закономерности становления спортивного мастерства в процессе многолетней тренировки, не гнаться за результатом, не форсировать специальную подготовку пловцов. Эти прописные истины содержатся во всех учебниках плавания, независимо от года издания, но наш совковый менталитет тренеров, когда человеку надо как можно больше и побыстрее, а что будет потом – дело второстепенное, перечёркивает усилия родителей и спортсменов в достижении поставленных ими целей. Кто-то, возможно, со мной не согласится, но тогда я задам вопрос всем несогласным: кто из тренеров сейчас проводит 20-30 соревнований по ОФП в год в учебно-тренировочных группах? Кто вообще проводит занятия по ОФП? Насколько я осведомлён – никто. А кто знает о необходимости общефизической подготовки в детском и подростковом возрасте? Ответ: все. Так почему же игнорируется эта необходимость? Ответ: так ведь плавательная подготовка гораздо быстрее даст результат, а занятия по ОФП надо организовывать дополнительно, тратя на них время, которое руководством ДЮСШ не оплачивается.

У нас есть множество примеров полной самоотдачи тренеров своему делу, в результате чего появилось много спортсменов, прославивших своё отечество на соревнованиях самого высокого ранга. Это Кожухи Александр Емельянович и Нина Фёдоровна, Смелова Вера Григорьевна, Садыков Исмаил Закирович, Пумпер Вадим Игоревич, Кошкин Игорь Михайлович. И это только те, что когда-то работали в Харькове, и многие другие. Бизнестренеры в своих книгах раскрывают законы успеха, которые надо читать и тренерам в спорте. Один из таких законов называется законом 110%. Он звучит так: кто хочет стать лучшим в своём деле, тот должен уделять этому делу не все 100%, а 110%, т.е. тратить своё свободное от работы время на ту же работу, когда все , кто не ставит себе таких целей, отдыхают. x_203e9b8c Пусть несогласные со мной честно себе ответят на вопрос: когда последний раз они держали в руках книгу по своей специальности или читали какую-нибудь специальную литературу? Уверен, что таких единицы. А, в принципе, и читать- то не обязательно, просто надо вспомнить учебный материал 4- курса, где я приводил аналогию между планированием многолетней подготовки пловца и строительством дома. Все знают, что произойдёт, если построить дом без фундамента. Это то же самое, если не заложить функциональный фундамент общефизической подготовленности пловца, который закладывается в предпубертатном и пубертатном периоде развития, т.е. в возрасте 10-14 лет. До 10 лет вообще речь не идёт о спортивной тренировке, а закладывается фундамент технической подготовленности юного спортсмена, предусматривающий овладение основами техники всех способов плавания в равной мере, а также техникой стартов и поворотов. Уверен, что все работающие сейчас тренеры когда-то слышали это, но, то ли забыли, то ли умышленно не хотят вспоминать.

Вспоминается встречаэтим летом с одним из самых талантливых на тренерском поприще моих выпускников и его воспитанницей, многократной чемпионкой Украины. Пока шла тренировка, мы с ним наблюдали за её работой и делились своими наблюдениями. Я тогда отметил ограниченность подвижности плечевого сустава одной руки и её недостаточную атлетичность в целом, с чем он согласился. Это не самые сложные компоненты в структуре подготовленности спортсмена и их можно поправить в течение короткого промежутка времени. Я посоветовал тренеру некоторые новейшие методики, способные очень быстро и легко устранить эти дефекты, которые являются следствием игнорирования в детском возрасте выше перечисленных принципов. Не знаю, прислушался он к моему мнению или нет, это его дело, но то, что личный рекорд этой спортсменки был бы выше, если бы в детстве больше уделялось работе на суше – это факт неоспоримый.

tim_tadder-05 Давно замечено специалистами спортивного плавания, что сильнейшие зарубежные пловцы являются многоборцами, т.е. в течение дня способны выступать в нескольких финалах, занимая при этом призовые места. Наши же спортсмены концентрируются, в лучшем случае, на двух дистанциях в одном способе плавания и при этом попадание в финал на одной из них считается большим успехом. Одной из причин этой разницы также является функциональный фундамент одних и других, который был заложен в детском и подростковом возрасте. Очень показательной в этом вопросе является диссертационная работа Политько Елены Валерьевны (2013 г.), в которой она демонстрирует разницу между сильнейшими отечественными и зарубежными пловцами в технико-тактических действиях при прохождении соревновательной дистанции и в их многоборности.

Резюме: то, что мы не можем исправить (экономические условия в стране и отношение к спорту со стороны правительства), мы можем восполнить своим правильным, научно обоснованным отношением к своей работе, чтобы в итоге получить конкурентоспособную национальную команду пловцов. Эту работу надо начинать с самого низа, т.к. вектор, отклонившийся в начале пути хотя бы на сотую долю градуса, в конечном пункте окажется далёким от цели на километры.