Сколько себя помню, никогда не мог равнодушно смотреть на то, как родители учат своих детей плавать во время отдыха на воде. Что я видел? Папа или мама таскают на руках своё чадо и уговаривают его как можно сильнее колотить ногами по воде. Это типичная картина.

L5C2651 Это всегда заканчивалось тем, что вокруг меня скапливалось десяток-полтора детей, и я в присутствии их родителей проводил уроки плавания.Методика обучения плаванию сложилась уже давно и надо её просто знать. Да, она имеет разные особенности в зависимости от условий, возраста, подготовленности и цели. Например, в детском летнем лагере инструктор по плаванию ограничен во времени и поэтому за лагерную смену его целью является научить как можно больше детей какому-либо облегчённому способу плавания, чтобы ребёнок смог проплыть в комфортных для себя условиях 200 метров. Это позволит ему в экстремальных условиях (вывалился из лодки в холодную воду в одежде) доплыть до берега 15-25 метров самостоятельно. Если не будет такого запаса плавательной подготовленности, то ребёнок не сможет себе помочь. Ошибкой можно считать, когда за умение плавать принимают способность проплыть в бассейне 25 метров или 50. Одна мама, посещающая нашу школу вместе со своим ребёнком, поведала историю, когда её 5-летний сын чуть не утонул в море из-за того, что у него в очки набралась вода, и он начал их поправлять при небольшой волне не доставая ногами до дна. Благо, что рядом оказался мужчина и помог ему добраться до берега. Хочу заметить, что этот ребёнок самостоятельно может проплыть 100 метров, нырять в глубину, задерживая дыхание секунд на 15-20, но всё это он делал только в очках, а без очков наотрез отказывался что-либо делать. Сейчас с этим ребёнком уже можно договориться о том, чтобы он плавал без очков. Как видите, психологический фактор в методике обучения имеет огромное значение. Уверенность в своих силах – это залог успеха в экстремальных ситуациях. Паника, наоборот – смерть в прямом смысле даже для умеющего хорошо плавать спортсмена.

Я об этом так подробно говорю потому, что нельзя приступать к обучению плавательным движениям без предварительной психологической подготовки. Вспоминается случай, когда одна мама выступила на нашем сайте с разгромной критикой в наш адрес по поводу того, что с её ребёнком на каждом занятии разучивают одни и те же упражнения и на этом основании она сделала вывод, что мы не владеем методикой обучения. В том, что родители в нашей школе имеют возможность присутствовать прямо на бортике бассейна во время занятий, есть и отрицательный момент, когда нам не доверяют и считают себя более грамотными в вопросах обучения и тренировки в плавании. Надеюсь, что статьи, размещённые на сайте, помогут и нам и родителям найти взаимопонимание.

cb2_shutterstock_13163629

Итак, в чём же конкретно заключается методика начального обучения плаванию детей? Условно весь процесс обучения можно разложить на несколько этапов:

1) Привыкание к воде. Существует большое количество упражнений, игр, направленных на то, чтобы ребёнок настолько привык к воде, что уже не будет вообще обращать внимание на то, что она попадает в глаза, в уши, в нос, в рот и будет выполнять все указания тренера. Также ребёнок должен научиться открывать глаза под водой, задерживать дыхание, прыгать с бортика, принимать безопорное положение, выполнять выдохи в воду. Для этого с детьми играют, применяют различный игровой инвентарь, поддерживают атмосферу веселья.

2) Выполнение скольжения на груди и на спине. Ребёнок на суше выполняет имитационные упражнения «стрелочка», а потом и на воде. Выясняем, кто из детей проскользит дальше.

3) Разучивание движений ногами в кроле на груди и на спине. Выполняются упражнения с доской, с нудлами, при задержке дыхания.

4) Разучивание согласования движений ногами в кроле на груди с дыханием. Применяются доска, нудлы. Чередуется с плаванием на ногах кролем на спине. Применяются упражнения в плавании ногами в кроле на боку.

5) Разучивание плавания на ногах в кроле на спине. Чередуются с плаванием на ногах кролем на груди и на боку.

6) Разучивание плавания на ногах баттерфляем с задержкой дыхания и с выдохами в воду. Применяются движения ногами баттерфляем на спине и на боку с доской и нудлами.

7) Разучивание движений руками в плавании кролем на спине и на груди на задержке дыхания и с выдохом в воду. Ноги не работают. Применяем маленькие спущенные резиновые круги, восьмёркой надетые на голеностоп, калабашки. Чередуем с упражнениями по согласованию работы одной рукой, ногами и дыханием в плавании баттерфляем.

8) Разучивание согласования движений ногами и руками в кроле на груди с задержкой дыхания и в кроле на спине.

9) Разучивание техники плавания с полной координацией способами кроль на груди и на спине. Ознакомление с техникой движения ногами в плавании брассом.

10) Разучивание техники плавания баттерфляем с полной координацией, повторение упражнения на согласование движений в кроле на груди и на спине, плавание на ногах брассом в согласовании с дыханием.

11) Разучивание всех способов плавания с полной координацией. Тренер должен владеть большим ассортиментом упражнений для формирования техники плавания всеми способами. Чем больше разнообразие упражнений, тем интереснее детям и короче срок обучения.

Бесплатные-спортивные-секции-для-детей-1

Многих интересует, как скоро поплывёт их ребёнок, если они впервые пришли на занятие. Здесь нет однозначного ответа. Всё зависит от начального уровня готовности ребёнка, степени его водобоязни, степени его доверия тренеру и т.п. Если ребёнок приходит в бассейн и чуть ли не теряет сознание от того, что капли воды попали на лицо, то работы с ним хватит на многие занятия. Иногда нам приходится спрашивать детей, умываются ли они вообще? Если родители приучили ребёнка к воде, и он не боится мыть голову, умываться, опускать голову в воду, купаясь в ванне, то буквально несколько занятий необходимо, чтобы он плавал на весь бассейн с другими, умеющими плавать детьми.

Я убеждён, что любой родитель, ознакомившейся с этой статьёй, может научить своего ребёнка плавать при наличии соответствующих условий. Здесь я не пишу о том, что ребёнка нельзя критиковать, это должно быть ясно каждому. Не бывает конструктивной критики, она может быть только деструктивной. Только поощрения, только похвала и доброжелательные замечания могут помочь ребёнку самореализоваться в приобретении навыка плавания.